Предваряя выступление, Александра Анатольевна рассказала о проекте «Школа наставничества», благодаря которому у студентов появляется возможность освоить азы лидерства, а у менторов – передать свой опыт; создается связь между поколениями, а участники «Школы» вдохновляются на новые интересные проекты и дела.
В процессе исследования «Считаете ли Вы себя успешным человеком?» разработан уникальный инструментарий, позволивший узнать, что более половины вологжан (а в масштабах России две трети россиян) относят себя к скорее успешным людям. Успехом, по мнению опрошенных, считается самореализация в одном или нескольких делах, а развитие территории – в руках успешных людей.
Александра Анатольевна обратила внимание на разницу в восприятии успеха у вологжан среднего возраста и молодежи. Так, для более взрослых жителей области успех равняется возможности иметь высокую заработную плату, быть успешным специалистом, продвигаться по карьерной лестнице, быть способным творчески самореализоваться; не менее важно для старшего поколения и благополучие семьи, реализация на работе, удовлетворенность в отдыхе. А для молодежи успех – это счастье в личной жизни, реализация планов, достижение целей, карьера, высокая должность, уважение в обществе, хорошие друзья. Из этих ценностей и вытекает то, что хотят иметь старшее и младшее поколения для своего роста по шкале успешности: старшее поколение заинтересовано в здоровье, устойчивости к нагрузкам, эрудиции, квалификации, а более юные – в повышении компетенции, инициативности, стрессоустойчивости.
Интересно также гендерное расслоение в вопросах успешности: более удовлетворены собой те мужчины, которые ощущают себя гендерно состоявшимися, играющими роль опоры и основы в семье. Женщина же считает себя успешной, если состоялась в других сферах жизни – в творчестве, обучении, отношениях в коллективе (т.н. морально-культурные ценности).
В процессе исследования были выявлены причины заботы о здоровье (потребность в хорошем самочувствии, нежелание доставлять хлопоты окружающим), ответственности участников исследования к своему здоровью (не перекладывают ли они ответственность за свое здоровье на кого-нибудь другого, не отрицают ли наличие хронических заболеваний), направления здоровьесберегающих воздействий (стимулирование и сохранение здоровья, обучение ЗОЖ, коррекция самочувствия и здоровья). Выяснилось, что всех опрошенных можно разделить на тех, кто живет по обстоятельствам, и тех, кто работает над собой.
В завершение лекции Александра Анатольевна провела небольшой мастер-класс по успокоению и сбросу мышечного напряжения в рабочей остановке (особенный отклик у слушателей вызвала пальчиковая гимнастика с карандашами и игра «Австралийский дождь») и провела небольшую викторину для находящихся в зале для повышения уровня знаний о здоровье.
Лекция Александры Анатольевны заставила задуматься о том, как важно вовремя вычислить у себя признаки усталости и стресса, уметь сбрасывать напряжение и – как следствие – заботиться о своем здоровье, ведь именно здоровье является одним из критериев успешности в современном мире!