Статья посвящена исследованию наиболее актуальных и одновременно весьма острых проблем преодоления социального неравенства общества и сокращения бедности населения в современной России. Показано, что сегодня как в целом по стране, так и по ее регионам сложился чрезмерно высокий уровень социального неравенства общества и бедности населения, преодоление которого является крайне важной и неотложной задачей для органов власти. Подробно раскрывается его историческая причина, подчеркивается, что она непосредственно связана в первую очередь с вопросами госрегулирования распределения и использования доходов в стране. Доказывается, что за все годы существования новейшей России в силу проводимой государством экономической и финансово-денежной политики, основанной на либерально-монетаристской концепции, была ослаблена роль госрегулирования и отсутствовал должный государственный контроль над системой распределения и использования доходов. Именно это, по мнению автора, стало главной причиной неоптимального и несправедливого распределения доходов между социальными группами, соответственно, и возникновения чрезмерно высокого уровня социального неравенства и бедности населения, существующих по сей день.
Значительное место отведено рассмотрению вопросов о роли бюджетных и налоговых систем, являющихся важнейшими инструментами в общей системе госрегулирования и использования доходов в стране. Автором сделан вывод, что на сегодняшний день в России существуют антисоциальная и антинародная налоговая система и налоговая политика, поскольку налоги носят в основном регрессивный характер (чем выше доходы налогоплательщиков, тем ниже уплачиваемые налоги, и наоборот). Механизмы налогообложения, направленные на сглаживание (оптимизацию) чрезмерного разрыва в доходах между богатыми и бедными, имеющие место во многих странах, в нашем государстве фактически отсутствуют. При единой для всех ставке («плоская» шкала налогообложения) возникает значительный разрыв в доходах между богатыми и бедными. Более того, при такой налоговой политике решается противоположная задача: идет процесс перераспределения доходов в направлении от бедных в сторону богатых. Автор обосновывает необходимость дифференцированного подхода к налогообложению физических лиц и предлагает ввести в России прогрессивную шкалу налогообложения; отказаться от дискредитировавшего себя либерально-монетаристского курса управления экономикой и финансами.
***
Статья В.С. Каминского «Отношение к власти как элемент социального самочувствия (на материалах Вологодской области)» посвящена анализу отношения регионального социума к действующей власти и к политической сфере в целом.
Социальное самочувствие – социально-психологическое понятие, которое отражает применение междисциплинарного подхода при изучении социальных процессов и явлений. В отечественной науке сложилась традиция рассматривать социальное самочувствие как показатель успешности социальной адаптации к изменившимся условиям и ее результат. Социальное самочувствие является одним из индикаторов эффективности социальной политики, что актуализирует исследования в данной области. Исходя из этого, целью работы выступил анализ такого компонента социального самочувствия как отношение регионального социума к действующей власти и к политической сфере в целом. Информационную базу составили данные мониторинга общественного мнения.
Были получены следующие результаты. В долгосрочной ретроспективе зафиксирована позитивная динамика уровня доверия власти, оценок успешности деятельности президента по решению ряда ключевых задач, суждений о политической системе. Тем не менее суждения о деятельности власти остаются неудовлетворительными. В частности, доверие к государственным институтам основывается на отношении к главе государства; интересы значительной части населения не выражает ни одна из партий; низкой остается доля жителей области, полагающих, что президент успешно справляется с проблемой подъема экономики и роста благосостояния населения; наблюдается ухудшение суждений о деятельности губернатора, в том числе о проводимой им экономической политике; потенциал протеста не снижается на протяжении последних десяти лет и т. д. Все это дает основание утверждать, что проводимая государством политика характеризуется низкой степенью эффективности, необходимо дальнейшее совершенствование деятельности органов власти по развитию условий жизнедеятельности людей, проживающих в регионе.
Данная работа вносит вклад в развитие социологии в виде уточнения методологии исследования социального самочувствия и ее апробации на материалах Вологодской области.
***
Традиционно в каждой из рубрик журнала мы знакомим наших читателей с данными последних как российских, так и зарубежных исследований в области гуманитарных и социальных наук.
Все номера журнала «Вопросы территориального развития» размещены в открытом доступе на сайте.