8 сентября в России состоялся Единый день голосования: в 13 субъектах РФ проводились выборы депутатов законодательных органов государственной власти; в 19 – выборы глав. Для внутренней политической жизни страны это было одним из основных событий 2019 года, поскольку результаты голосования, по сути, отражают общественно-политическую повестку сегодняшнего дня, выступают ярким индикатором отношения людей к политическому и экономическому курсу, реализуемому государственной властью, а также являются критерием оценки ее эффективности.
В статье приведён анализ электоральных предпочтений россиян, проявляющихся в уровне поддержки главы государства и отражающей интересы властвующих элит партии «Единая Россия»: в динамике явки россиян на избирательные участки, в числе голосов, отданных за парламентские партии, представляющие системную оппозицию. Для получения объективной «фотографии» сегодняшнего дня анализируются результаты предшествующих выборов (2017–2018 гг.), а также последних трех выборов в Государственную Думу (2007, 2011, 2016 гг.) и президентских выборов, на которых баллотировался В.В. Путин (2000, 2004, 2012, 2018 гг.)
***
В рубрике «Социальное развитие» размещена статья д.с.н., профессора В.В. Маркина, д.с.н., профессора А.Н. Силина и д.с.н., профессора В.В. Воронова «Образовательные траектории молодежи коренных малочисленных народов Севера: социально-пространственный дискурс».
Актуальность рассматриваемой в статье проблемы обусловлена необходимостью обеспечения квалифицированными кадрами инвестиционных мегапроектов в арктическом регионе, при сохранении традиционных культуры, языка, ценностей жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера.
По результатам исследования сделаны следующие выводы. Общее и профессиональное этнорегиональное образование разного уровня Арктической зоны России нуждается в долгосрочной государственной и негосударственной поддержке, в том числе корпоративной и общественной, связанной с перспективной модернизацией всей его системы. Необходимо усилить взаимодействие вузов и других образовательных организаций с компаниями, которые участвуют в неоиндустриальном освоении Заполярья, в том числе с целью расширения подготовки специалистов по отраслям, связанным с традиционной жизнедеятельностью коренных северных этносов. Этнорегиональное образование в арктическом регионе следует рассматривать, опираясь на стандарты, принятые ЮНЕСКО для миноритарных групп населения, как инклюзивное образование, имеющее статус, отличный от других образовательных организаций, учитывая и малокомплектность большинства школ арктических поселений и кочевий. В то же время необходимо расширить диапазон образовательных траекторий молодёжи коренных малочисленных народов Севера.
***
При финансовой поддержке РФФИ и Правительства Вологодской области в рамках научного проекта № 19-410-350010 в рубрике «Проблемы развития муниципальных образований» подготовлена и размещена статья к.э.н. Н.В. Ворошилова «Региональная политика по развитию муниципальных образований: оценка эффективности и особенности реализации в современных условиях».
С принятием в феврале 2019 г. Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года актуализировались вопросы формирования целостной системы региональной политики субъекта РФ по развитию муниципальных образований, учитывающей социально-экономические и географические особенности различных территорий. В связи с этим целью данной статьи является разработка методического инструментария для оценки эффективности и для анализа особенностей реализации внутрирегиональной политики в субъекте РФ (на материалах Вологодской области). Научная новизна выполненного исследования заключается в использовании для подобной оценки экспертных мнений, выявленных в ходе анкетного опроса глав муниципалитетов Вологодской области, и в проведении анализа, основанного на разработанных автором критериях, отраженности пространственных (территориальных) аспектов в стратегиях развития субъектов Северо-Западного федерального округа.
Показано, что, несмотря на осуществление комплекса мероприятий, предпринимаемых органами государственной власти Вологодской области по развитию муниципальных образований, по-прежнему сохраняется ряд проблем в реализации внутрирегиональной политики: это прежде всего недостаточный учет специфики и особенностей развития отдельных муниципалитетов; наличие бюрократических препятствий для взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления; ограниченность полномочий самих местных органов власти и др. Результаты проведённого исследования могут быть использованы в деятельности органов государственной власти субъектов РФ, а также стать фундаментом дальнейших научных исследований по разработке направлений совершенствования форм, методов и инструментов реализации внутрирегиональной политики.
***
Традиционно в каждой из рубрик журнала мы знакомим наших читателей с данными последних как российских, так и зарубежных исследований в области социально-экономического развития и управления народным хозяйством.
Все номера журнала «Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз» и его англоязычной версии размещены в открытом доступе на сайте.