РФ является полиэтническим и поликонфессиональным государством, именно поэтому проблема гармонизации этноконфессиональных отношений, сохранения стабильности общества является значимой и актуальной. Цель данной работы заключается в исследовании уровня межэтнической и межконфессиональной напряженности в студенческой среде. Задача исследования – выявление основных направлений и форм учебной, воспитательной работы в образовательной среде, способствующих предотвращению межэтнической и межконфессиональной конфликтности.
В данной статье дан анализ различных аспектов этноконфессиональных отношений. Особое внимание уделяется факторам, оказывающим влияние на возникновение и динамику межэтнической напряженности, рассматриваются способы ее снижения в образовательной среде. С целью выявления состояния межэтнических и межконфессиональных отношений в студенческой аудитории Вологодского государственного университета автором проведено анкетирование. В результате проведенного опроса были получены данные, подтверждающие статус Вологодской области как относительно благополучного с точки зрения межэтнических отношений региона. Наряду с этим существуют риски возникновения межэтнической напряженности среди молодежи. Все это указывает на необходимость комплексной информационно-воспитательной работы в образовательной среде. Публикуемые результаты исследования могут быть использованы как в научных целях, так в практической работе в сфере национальной, образовательной и молодежной политики.
***
В рубрике «Организация научно-исследовательской деятельности в регионе» размещена статья Е.А. Кабаковой «Автоматизированная система учета результатов интеллектуальной деятельности как инструмент комплексного учета результатов научной деятельности организации (на примере АСУ РИД ВолНЦ РАН)»
В современных условиях вопрос оценки результативности деятельности ученых и научно-исследовательских учреждений является дискуссионным. В настоящее время в научной среде внимание акцентируется на использовании наукометрических методов при оценке результативности науки. Под основным результатом исследовательской деятельности подразумевается новое научное знание, содержание которого излагается преимущественно в опубликованных научных трудах. В связи с этим задачи корректного сбора, обработки информации о публикациях и их подсчета становятся актуальными для всех научно-исследовательских учреждений. В решении этих задач может использоваться автоматизированная система учета результатов интеллектуальной деятельности, внедрение которой позволит аккумулировать показатели результативности сотрудников, осуществлять их мониторинг и комплексный учет.
В данной статье рассматривается вопрос автоматизации процесса учета результатов интеллектуальной деятельности исследователей и научных организаций, изучаются преимущества автоматизированного метода в сравнении с альтернативными способами сбора и обработки данных. Автором представлены примеры автоматизированных систем учета показателей результативности научно-исследовательской деятельности, функционирующих в Российской Федерации и за рубежом.
На примере автоматизированной системы учета результатов интеллектуальной деятельности Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Вологодский научный центр Российской академии наук», действующей в учреждении в настоящее время, представлено описание текущих функциональных возможностей системы. По результатам проведенного анализа выявлены проблемные аспекты данных систем, с которыми сталкиваются пользователи. Обозначено, что с учетом поставленных перед научно-исследовательскими организациями задач необходимость в расширении и совершенствовании современных автоматизированных систем, собирающих показатели результативности учреждений и сотрудников, приобретает все большую значимость. Автором статьи предпринята попытка сформулировать основные направления и мероприятия по модернизации рассматриваемых систем, а также по улучшению качества их работы.
***
Традиционно в каждой из рубрик журнала мы знакомим наших читателей с данными последних как российских, так и зарубежных исследований в области гуманитарных и социальных наук.
Все номера журнала «Вопросы территориального развития» размещены в открытом доступе на сайте.